Новости

Таксист годами насиловал женщин в Хельсинки – получил 13 лет тюрьмы

Рассмотрение масштабной серии преступлений продолжается в апелляционном суде. В общей сложности у насильника оказалось 12 жертв, самой младшей из которых было 16 лет.

Iida Ketola istuu keittiön pöydän ääressä.
Ида Кетола ожидала приговора своему насильнику несколько лет. За это время они успел совершить еще несколько преступлений. Изображение: Thomas Hagström / Yle
  • Служба новостей Yle

Ида Кетола пять лет назад оказалась в неправильном месте в неправильное время.

Кетола возвращалась из ресторана с подругой и остановила такси в центре Хельсинки. Подруга в последний момент передумала и решила не ехать.

На крыше горели знакомые и безопасные черно-желтые ”шашечки”. Однако за рулем был водитель, который уже несколько раз нападал на своих клиенток, о чем Ида, конечно, не знала.

Кетола осталась в машине наедине с водителем. Таксист быстро разогнался и поехал прочь из центра.

– Довольно быстро я поняла, что мы не едем туда, куда собирались. Вскоре он начал ко мне прикасаться.

До реформы 2018 года сексуальные преступления в такси были редкостью. После того, как сфера такси была освобождена от регулирования, в Хельсинки подали более сотни заявлений в полицию о сексуальном насилии со стороны таксистов.

До суда дошло несколько случаев, в которых жертвами были молодые женщины. Нападения также совершались на инвалидов.

Водитель отъехал в удаленное место

Из центра Хельсинки водитель поехал дальше в пригород, и Кетола не знала, где они находятся. В конце концов он заехал на удаленную дорогу, где вокруг был только лес.

– Там он на меня набросился. В тот момент я была совершенно уверена, что не выживу.

После нападения водитель отвез Кетолу по домашнему адресу.

Девушка решила, что сразу после выхода сфотографирует номерной знак автомобиля в качестве доказательства, однако водитель, высаживая ее, открыл багажник, и номер исчез из виду. Затем он быстро уехал.

Преступника поймали не сразу, несмотря на улики

До нападения Кетола активно занималась спортом. Внезапно она оказалась в настолько тяжелом эмоциональном состоянии, что задыхалась через сто метров, пройденных пешком. Она бросила любимое занятие – кроссфит.

– Казалось, что весь мир рухнул в один день.

Кетола сделала все возможное, чтобы преступник был пойман: сообщила о случившемся в экстренные службы и сдала образец ДНК. На допросах она рассказала все, что помнила о нападавшем и автомобиле.

С помощью телефона девушки удалось отследить маршрут такси. Машина также попала на несколько камер наблюдения.

Почему же прошло целых полтора года, прежде чем преступник был идентифицирован и пойман?

– Когда полиция прямо сказала, что способ действия указывает на то, что это не первый раз, и, скорее всего, не последний, я ощутила тотальную беспомощность.

Iida Ketola istuu kotonaan koira sylissä.
Жертвы сексуального насилия часто молчат о пережившем. Ида решилась рассказать о том, что с ней произошло, чтобы не держать все в себе. Это часть ее психотерапии. Изображение: Thomas Hagström / Yle

Насильник повторял свои действия по сложившейся схеме

Уездный суд Хельсинки в два этапа рассмотрел серийные преступления таксиста, совершенные против 12 жертв. Его приговорили к 13 годам лишения свободы. Таксист решил обжаловать этот срок в надворном суде.

В приговоре указано, что преступник годами повторял свои действия по одной и той же отработанной схеме. Нескольких жертв он пытался отвезти к себе домой в Лохья, где у него была зарегистрирована собственная таксомоторная фирма.

Отдел журналистских расследований Yle MOT изучил судебную документацию в поиске объяснений, почему преступнику так долго удалось скрываться от правосудия.

Насильник пользовался тем, что в Финляндии клиенты в целом доверяют службе такси. Многие жертвы были в состоянии опьянения. Некоторым он предлагал алкоголь, чтобы клиентки хуже запомнили происходящее и его самого.

– Он не приезжал по вызову и не останавливался на городской стоянке такси, а просто подбирал пассажиров с улицы и уезжал из города. Эти молодые женщины зачастую совершенно не понимали, где они находились, — говорит комиссар Ритва Эломаа из отдела насильственных преступлений полиции Хельсинки.

ДНК преступника не было в полицейской базе данных, и не все жертвы сообщали о нападениях.

О первых двух изнасилованиях стало известно полиции только после того, как преступник был пойман, и в его телефоне были найдены фотографии, включая личные документы жертв.

Часто насильник забирал телефоны у жертв, чтобы те не успели сфотографировать номера авто или таксометр.

Иду Кетола он вез на такой скорости, что на кадрах с камер наблюдения невозможно было различить регистрационный номер.

Новые жертвы были обнаружены благодаря объявлению от полиции

В апреле 2021 года преступник был наконец пойман. Его последней жертве было всего 16 лет.

Полиция получила достаточно доказательств, чтобы установить личность насильника. Были использованы данные телекоммуникационного мониторинга, записи камер наблюдения и образец ДНК преступника. По данным геолокации телефона жертвы стало ясно, куда ее отвезли.

Телефон нападавшего был изъят, и в нем был найдены видеоматериалы, доказывающие предыдущие преступления.

Полиция расследовала известные ей инциденты как отдельные случаи, но после задержания преступника стало ясно, что у него было больше жертв. Многие откликнулись после того, как полиция опубликовала объявление о том, что разыскивает таксиста-насильника.

– Только тогда они заявили о себе, потому что испытывали стыд и им было сложно говорить об этом кому-либо, — рассказывает Эломаа.

Также образец ДНК, взятый у Иды Кетола, удалось связать с преступником.

Дела все еще рассматриваются в апелляционном суде

Шесть лет спустя после первых совершенных им изнасилований дело Ариана Юхана Резаджи все еще рассматривается в надворном суде Хельсинки.

В случае Иды Кетола апелляционный суд подтвердил приговор два года назад. До этого дело постоянно занимало ее мысли.

Самым важным для Кетола была помощь, которую она получила в центре поддержки жертв сексуального насилия. В частности, ей была предоставлена терапия.

– В какой-то момент я приняла то, что имею право чувствовать себя сильно травмированной из-за этого, даже если я не погибла. Это очень помогло психологически.

Из судебных документов следует, что жертвы насильника столкнулись с такими последствиями, как панические атаки, потеря трудоспособности, различные психологические симптомы, проблемы со сном и депрессия.

Находящийся под стражей Резаджи в феврале в зале суда скрывал лицо за кепкой и маской. Он демонстрировал журналистам записки, в которых обвинял власти в нарушении прав мигрантов.

Последнее решение апелляционного суда по этой серии преступлений ожидается к концу мая.