Темы: Отношения с семьей, Ципора Харитан, Женщина, Нида, Забота о себе, Скромность в одежде
Шалом! Я женщина, и у меня есть постоянное стремление к красоте, гармонии и моде. Я сама и мои дети, муж одеваемся кошерно, но я слежу, чтобы это было модно и гармонично. Одна моя соблюдающая подруга сказала, что так недалеко и до греха. Она права? Н.
Уважаемая Н.,
По-моему, гораздо легче довести человека до греха, когда он ощущает себя уродливым, неполноценным, когда его внешний вид отталкивает мужа/жену и на него даже смотреть не хочется. Вот тогда и возникают грешные мысли о поисках чего-то лучшего. Сам факт, что даже в период, когда женщина запрещена мужу, ей разрешено нарядно одеваться (при условии полной скромности в одежде) и носить украшения, показывает, что наши мудрецы гораздо больше боялись того, что жена оттолкнет мужа неприятным видом, чем того, что она окажется для него слишком привлекательной и это приведет к греху. Корни подхода Вашей подруги — в христианстве, где считается, что красота — это дьявольское искушение. Это совершенно нееврейский подход.
Кстати, о знаменитом стихе из Мишлей «Обманчива прелесть и суетна красота; жена, боящаяся Господа, прославлена» (31, 30), которым так любят размахивать, доказывая теории, подобные теориям Вашей подруги. Речь идет о том, что прелесть и красота не имеют ценности, если у женщины отсутствует трепет перед Всевышним. Конечно же, если женщина одевается нескромно для того, чтобы ощущать себя красивой, это действительно грех. Но если она стремится и к скромности, и к красоте (конечно — для мужа, а не для улицы), она поступает абсолютно верно с точки зрения иудаизма.
Желаю Вам и в дальнейшем быть скромной, нарядной и женственной и радовать взор мужа, а также радоваться самой, глядя на мужа и детей.
С уважением, Ципора Харитан
Рав Ефим Свирский
Рав Арье Кацин
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
«Оцарот»
Когда Яаков отправил своих слуг с подарками для Эсава, он несколько раз повторил одну и ту же фразу. Яаков боялся, что его неправедный брат сделает слуг своими рабами, и они не смогут служить Творцу.
Рав Бенцион Зильбер
Яаков уходит от Лавана и возвращается на родину. Ему предстоит встретиться с Эсавом, что небезопасно, поскольку, как сообщили Яакову вестники, Эсав вышел ему навстречу с большим отрядом. Яаков отправляет Эсаву дары, на всякий случай готовится к бою, разбив свой лагерь на два стана, и просит Б-га о благополучном исходе встречи. Далее в главе говорится о разрушении города Шхема, о рождении у Рахели второго сына — Биньямина (двенадцатого сына Яакова), а также о смерти Рахели и Ицхака. В конце главы приводится родословная Эсава.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Борух Шлепаков
Праотец переживает страшную трагедию. Его дочь Дина становится жертвой притязаний Шхема. Почему же Яаков молчал, узнав о произошедшем?
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
В том случае, если мы получаем пользу, находясь в каком-то месте, надо быть благодарным и что-то для сделать в ответ. Что об этом думал раввин Хаим Шмулевич?